среда, 21 сентября 2011 г.

Восемь заповедей успешного трейдера!

       Привет друзья! После долгого перерыва, наконец на меня нашло вдохновение, и я решил с вами поделиться своим опытом торговли на фондовом рынке. На самом деле за это время я приобрел очень много опыта, и частые вопросы, которые мне задают в соцсетях сподвигли меня на написание данной статьи. 
    Я начал свою карьеру на фондовом рынке как инвестор, но фондовые индексы уперлись в "потолок", и доходность от инвестиций существенно снизилась, нежели в первый посткризисный год. И это заставило меня более активно торговать на рынке, формируя периодически среднесрочный портфель с горизонтом на 2-3 месяца. Иногда позицию удерживаю на срок менее недели, но не торгую внутри дня, берегу свою нервную систему. Последние 6 месяцев я стабильно зарабатывал 5-10% в месяц, что является неплохим результатом. При этом посвящаю самой торговле 20-30 минут в день. Проверяю свои позиции, и ищу потенциальные сделки.
   Сегодня мы не будем разбирать такие аспекты успешной торговли, как дисциплина, психология. Сегодня мы разберем техническую сторону торговли, и я решил подать этот материал в виде заповедей, которые каждый должен соблюдать, если конечно надеется на положительный исход в торговых операциях.


1. Не ищите священного грааля по входу в рынок. Вход имеет минимальное значение, гараздо большее значение имеет выход из позиции, и самое большое - грамотное управление капиталом. Даже угадывая в 30% случаев направление рынка можно торговать в плюс.

2. Не пытайтесь поймать дно рынка. Тем самым вы ловите "падающие ножи". Лучше войти немного повыше, но при этом быть уверенным, что рынок нащупал дно и развернулся наверх. Я много раз обжигался на этом, и теперь уже стараюсь не допускать подобных ошибок.

3. Не ограничивайте прибыль. Никогда не ставьте четких цен на продажу. Практика мне показала, что лучше поставить чуть ниже текущей цены стоп лосс, и по мере движения цены вверх его передвигать. Если цена пошла вниз, прибыль сама зафиксируется. В таком случае вы будете максимизировать прибыль. Возможен другой подход, это постепенный выход частями. И последнюю часть я рекомендую выводить также через стоп лосс. У меня было несколько сделок, когда я радуясь прибыли ее фиксировал, просто выставив ордер на продажу. Но радость была недолгой....Потом пришлось грустным взглядом смотреть как рынок рос еще на 10%, в то время как я довольствовался своими 5%. Большинство людей примерно делает так: чуть только рынок вырос, соблазн есть продать по текущей цене, положа прибыль в карман. Но в следующей сделке если все идет не так, начинающий трейдер начинает двигать стоп в надежде на разворот.  И двигает до тех пор, пока уже тяжесть убытков не перевешивает, и трейдер закрывает позицию с большим убытком. А в этот момент как правило рынок разворачивается. Человек теряет деньги, мотивацию, становится неуверенным.  При такой торговле обнуление счета - дело времени.

4. Ограничивайте убытки. А вот убытки нужно жестко ограничивать, ставя стоп лосс. Поначалу я не ставил стопы, и не ставлю их на своем инвестиционном портфеле. Но если вы спекулянт, то стопы обязательны, т.к. в случае неблагоприятного движения цены, вы зафиксируете убытки. Если этого не сделать, то цена может долго гулять внизу, прежде чем поднимется снова вверх. Конечно, можно и отсидеться в бумагах, но в таком случае вы заморозите свой капитал и превратитесь в инвестора, и может так случиться, что в очень долгосрочного. Оптимальное соотношение потенциального дохода/риска - 2:1 или 3:1. В этом случае при 50% прибыльных сделок математическое ожидание на вашей стороне. Пример вы купили акции Газпрома по 200 р, поставили стоп на 190р. (5%), тогда прибыль ваша должна быть не менее 10-15%, то есть мы должны продать акции не дешевле чем по 220-230р. Я бы рекомендовал в этом случае при достижении цены 225р. поставить стоп лосс на 219 р. И если цена пошла выше, что чаще и бывает, то нужно передвигать стоп, тогда мы в благоприятном случае можем продать и дороже 230 р.

5. Максимальная просадка по счету в одной сделке должна быть 1-2% . Что это значит? Мы должны так подбирать размер позиции, чтобы при плохом исходе наш убыток не превысил 1-2% от суммы счета. Зная величину стоп лосса несложно подсчитать размер позиции, чтобы не потярять больше 2%. Почему такие цифры? Дело в том, что при потере 50% капитала нам нужно будет увеличить его уже на 200%, чтобы вернуть свои деньги, то есть мы попадаем в невыгодное положение. Даже потеряв 20% по счету, нам нужно заработать 25%, чтобы отыграть потери. При просадке на 1%, нужно заработать тот же 1% для возврата потерь.

6. Не торгуйте в период потрясений и негативных ситуаций в вашей жизни. Я с этим столкнулся однажды, когда расстался с любимым человеком, а в этот момент началось падение по серебру, да такой силы, что подобное было только аж 30 лет назад. Я сидел перед монитором, смотрел на график, и не мог сообразить, что же мне делать, то ли страховаться опционами, то ли закрывать позицию. А в это время таяла моя прибыль, которую я заработал за 2 месяца.Тогда стопы я еще не ставил, торговал полностью "руками". Слава богу, я сообразил, что нужно выходить сначала с рынка, а уж потом думать, что делать...И это было верным решением.Но не доводя до подобной ситуации, я бы сохранил свою прибыль целиком...Спасибо рынку за то, что он меня научил, что нельзя свершать операции даже находясь в плохом настроении. Позже, когда серебро нащупало дно и развернулось наверх, я вошел в него, и на стремительном росте отыграл свои потери.

7. Trend is your friend. Не торгуйте против тренда, лучше двигаться в направлении рынка. Иногда я усредняю позицию против тренда, входя в рынок частями, но при этом нужно жестко контролировать риски, и четко вначале определить ту максимальную сумму, которой вы будете рисковать. Как правило это небольшая часть капитала...И когда израсходован лимит по позиции, не нужно вопреки здравому смыслу покупать еще и еще...Ставьте стоп лосс...Иначе так и маржин колл словить можно, торгуя с плечом. А вот если бумага идет в вашу сторону, то здесь не грех и плечи включить, главное постепенно и плавно увеличивать позицию. Рекомендую прочитать книгу Р.Джонса "Биржевая игра. Сделай миллион, играя числами". Там очень доступно рассказано об управлении капиталом. Эта книга существенно повлияла на мой стиль торговли.

8. Не используйте слишком много индикаторов. Максимум 2-3. Я торгую вообще без индикаторов, меня они только сбивают. Каждый индикатор использует разные входные данные и работает на определенном типе рынка. Какой то лучше в боковике, какой то лучше в тренде...И еще раз повторюсь: вход имеет минимальное значение. Лучше потратить время на изучение того, как эффективнее управлять капиталом, чем на глубокое изучение индикаторов...

Не так давно я общался с одним трейдером. который просадил уже несколько счетов, пытаясь заработать за месяц 100%. При этом он не хочет изучать литературу, посещать семинары. Я ему рассказал о своем видении торговли, намекнул. что может лучше сначала научиться стабильно 5% зарабатывать, прежде чем плечи по максимуму использовать? Он сказал, что у него на счете всего 30 000 р. и чтобы жить на доход от торговли ему нужно зарабатывать 100% в месяц, а когда он стабильно будет получать такую доходность, то начнет читать книги и посещать семинары...Я нисколько не преувеличиваю. Человек взрослый, не ребенок. 

Я вас призываю не быть "баранами", рынок самоуверенных людей не любит...Пережует и выплюнет...Даже великий Б. Вильямс говорит примерно так: "За все время торговли я ни разу не был прав....Когда я получал убытки, моя позиция была слишком велика, когда я получал прибыль, моя позиция была слишком мала.." Что добавить? Золотые слова!

И если вы новичек, и у вас не получается спекулировать на фондовом рынке, или дается это трудно, не отчаивайтесь! Возможно у вас еще нет опыта, как не было его у меня, когда вначале я терял деньги. Займитесь инвестированием, здесь шансы на проигрыш практически равны нулю, если вы конечно будете дисциплинированно следовать основным принципам инвестора, о которых я рассказывал в одной из первых своих статей.

У кого возникают вопросы по торговле, пишите мне, постараюсь всем помочь.

Всем удачных торгов!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий